Красный мост — малоизвестная достопримечательность Петербурга

Путешествия

Санкт-Петербург имеет много имён, от Северной Пальмиры до Окна в Европу. Культурным достоянием города являются, конечно, гидроообъекты.

Вряд ли в России найдётся такой мегаполис: гидрологическая сеть насчитывает 94 водных артерии. Общая протяжённость водных нитей – 300 км.

Они создали 100 островов, где поселились люди. Жить на ста островах романтично, но между ними надо как-то перемещаться. Так появляются переправы. Град Петра становится музеем мостов.

В градостроительном облике культурной столицы водопереходы занимают важное место. Без них немыслимо городское хозяйство. В культурном наследии эти объекты тоже значимы.

Всего в Питере насчитывается около 800 гидросооружений: 218 пешеходных, 13 – разводных. На столичной территории обнаружим 342 объекта на 1439 км2.

Красный – значит красивый

Оказавшись в граде Петра, туристы спешат посмотреть главные достопримечательности – Дворцовую площадь, Зимний дворец, Эрмитаж, Исаакий…

Они появились на карте десятилетиями позже, чем Красный мост – миниатюрное архитектурное сооружение со своей интересной судьбой.

Гидрообъект – однопролётный металлический переход, длина – 33,6 м, ширина – 16,6 м. Семь парных арок, фасады обшиты декоративным металлом. На въездах – гранитные стелы с позолоченными шарами и четырёхгранными фонарями.

Отдельный разговор – перила, ранее литые чугунные, сегодня стальные, сохранившие рисунок старого литья. Конструкция выглядит совершенно так же, какой её видели в XVIII веке, потому – памятник истории и архитектуры. Дух эпохи Петра I ощущается без лишней городской суеты. Мосты вообще призваны соединять – берега, людей, эпохи.

Цветная палитра мостов

Из болота, находившегося на нынешнем Марсовом Поле, вяло текла мутная речушка Муя, перевод с финского – «грязь».

В конце XVII её соединили с Фонтанкой, чтобы сделать судоходной. Пётр I переименовал обновлённый рукав в Мья, ставший южной границей Петербурга.

Сегодня Мойка находится в центре города. Название приписывают и финским корням, и процессу очищения болотного ручья, и присутствию общественных бань.

Через речку в разные времена соорудили 15 переходов. Она стала хозяйкой цветных питерских путепроводов. Никаких легенд, связанных с топономикой, у них нет.

Просто располагались рядом, исполнены по одному проекту, питерцы их путали. Тогда в строгом сером Петербурге по велению императрицы Анны Иоанновны и появились яркие пятна.

Нескольких веков перила и нижняя часть красятся в цвет названия. Белый и Зелёный (1717), Синий (1737), Жёлтый (1834) были деревянными, но разводными. А где же Красный?

История Красного моста

Первый подъёмный переход здесь появился в 1717 г, соединив Казанский и Адмиралтейские острова – Белый. Через два десятилетия был перестроен по проекту голландца Германа ван Болеса.

Вычеркнуть гидрообъект из списка разводных помогла его идея: между крыльями в центре оставили щель 70 см, через которую проходили мачты. В рабочем режиме дыра закрывалась деревянными щитами, осуществлялся проезд и проход.

В 1778 г Белый перестроили в трёхпролётный на каменных опорах и перекрасили, он стал Красным. В 1808 г русский шотландец Вильям Гёсте создал проект однопролётного арочного гидросооружения.

Чугунные тюбинги изготовили на Урале. На месте секции пустотелых ящиков-клиньев скрепили болтами. На перилах – тот же рисунок, что у ограждений набережной.

Опоры выполнили бутовой кладкой камня, облицевали гранитом. Тротуар огородили гранитными тумбами, оградой. Освещали дорогу большие фонари с обелисков. В новой ипостаси проезд открыли в 1814 году.

Более ста лет простояла переправа без ремонта, опоры и пролёты изнашивались, деформировались. В 1953 провели реконструкцию, сохранив древний вид сооружения. Чугун заменили на сталь, полотно укрепили железобетоном. Архитектор Александр Ротач руководил реставрацией декора. Дважды потом “старинный виадук” ремонтировали, обновляли краску.

В начале XIX было построено 12 надводных конструкций. Цветное название сохранили три, а исторический облик сохранился только у Красного. Он – один из древнейших в северной столице, в 2018 году питерцы отмечали его 300-летие.

Где находится Красный мост?

В точке пересечения Гороховой и Мойки находится искомый мостик, он – продолжение улицы. Ближайшее метро: «Гостиный двор», «Адмиралтейская».

Можно прогуляться по Невскому проспекту, дальше Казанского собора, свернуть налево, пройти по набережной 500 метров и очутиться на переходе. Прийти можно от Исаакиевского собора.

С метро «Адмиралтейской» – окажетесь между Дворцовой площадью, Исаакием, Красным мостом. Рядом окажется Гороховая, идти от Невы в сторону канала Грибоедова. Выше по течению – Зелёный мостик, ниже – Синий.

Не столько яркий цвет бросится в глаза, сколько изящные конструкции и пропорции. Удачно вписанный в рельеф набережной, он радует глаз простотой и изысканностью.

Остановитесь, оглянитесь. В перспективе видна башня Адмиралтейства. Каждый камень здесь – суть государства российского.

Оцените статью
Мысли на ночь
Добавить комментарий