5 самых древних скульптур Петербурга

Путешествия

Разговор о древних памятниках Петербурга надо начинать с его основателя. Пётр I строил столицу европейскую и закладывал традиции европейские.
Поэтому ещё при строительстве города покупалось и привозилось огромное количество шедевров мирового искусства. В это время были приобретены предметы древнего Египта , Греции, Рима.

В каждом таком пласте трудно выделить какую-то одну скульптуру, находящуюся сейчас в Санкт-Петербурге. Уместнее будет говорить о целой группе скульптур, относящихся к одному периоду.

Первое место по древности происхождения, занимают скульптуры, находящиеся в Эрмитаже. На первом этаже музея находится зал Древнего Египта.
Это огромное количество различных предметов, найденных при раскопках, и приобретённых Россией. Среди них можно отметить две, относящиеся к скульптурам.

  1. Статуя фараона Аменемхета третьего (19 век до нашей эры).
  2. Бронзовая статуэтка эфиопского царя (8 век до нашей эры).

Второе место занимает ансамбль из двух скульптур, снова египетского происхождения. Они выполнены три с половиной тысячи лет до нашей эры.
Это известные и любимые петербуржцами памятники сфинксам.

Два мифических существа уже много лет стоят на Университетской набережной и смотрят друг на друга. Скульптуры были откопаны в Египте в 19 веке археологом Яном Аноназис в отличном состоянии.

5 самых древних скульптур Петербурга

Сфинксов отправили в Александрию. В это время там находился русский аристократ Муравьёв. Памятники так понравились ему, что он тут же написал письмо русскому послу в Константинополе.

Посол обратился к царю, Николаю первому, и в 1831 году сфинксы были куплены Россией.

В 1834 году статуи были установлены в Санкт-Петербурге перед академией художеств. Специально для каждого из них были изготовлены массивные постаменты.

Головы сфинксов имеют одно лицо, похожее на лицо фараона Аменхотепа третьего. На лице одного сфинкса виден шрам, полученный при перевозке.
Теперь сложно себе представить нашу культурную столицу без этих скульптур. Это любимая достопримечательность и петербуржцев и туристов. Одна из легенд, которыми Петербург изобилует, говорит, что лица у сфинксов могут менять своё выражение.

Третье место в «возрастной» шкале принадлежит скульптурной группе «Амур и Психея», привезённая из Италии. Она выполнена неизвестным итальянским мастером в 17 веке.

5 самых древних скульптур Петербурга

Как многие другие садово-парковые скульптуры, композиция была установлена в Летнем саду, который заложил сам Пётр первый.

Амур и Психея поженились, но боги запретили Психее смотреть на мужа, поэтому Амур прилетал к ней только ночью. Однажды Психея не выдержала, зажгла светильник и посмотрела на лицо возлюбленного. Но из светильника упала капля горячего масла.

Амур вздрогнул и улетел. Именно этот момент легенды изобразил в камне автор.

Четвёртое место заняли скульптуры по обе стороны Петровских ворот Петропавловской крепости. Это первое триумфальное сооружение города, созданное по проекту Доминико Трезини, построено в честь побед над шведами и выходом на Неву.

В 20-х годах 18 столетия по обе стороны ворот величественной арки были установлены две скульптуры французского скульптора Н. Пино: Афины Полиады и Афины Паллады.

Афина считается покровительницей и защитницей городов и ремёсел. По замыслам Петра Первого новая столица должна была стать центром науки и промышленности. Отсюда должно было начаться обучение России всему новому.

Пятое место занимают знаменитые на весь мир Атланты. Десять пятиметровых скульптур юношей выполнены из гранита тёмно-серого цвета.
Огромные фигуры по моделям скульптора Тербенёва, победившего в серьёзном конкурсе, высекали 150 каменщиков, а потом шлифовали до блеска. Это длилось 5 лет.

В 1848 году гранитные великаны встали у входа в портик Эрмитажа. Могучие фигуры олицетворяют собой мощь, красоту и несокрушимость города Петра.
Эти фигуры удивительно реалистичны. Это не просто декоративное украшение. Видно, что каменные тела юношей испытывают колоссальное напряжение, на пределе сил удерживают тяжесть небесного свода.

Официальным гимном Эрмитажа стала песня известного российского барда Городницкого.

“Когда на сердце тяжесть,
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерках приди.
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках
Атланты держат небо
На каменных руках.”

Не зря Петербург носит звание культурной столицы России. В нём памятники можно увидеть везде – на фасадах домов, на улицах, в пригородах.
И это, действительно лучше хоть один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Оцените статью
Мысли на ночь
Добавить комментарий