Раннее развитие: модная тенденция или осознанная необходимость?

Раннее развитие: модная тенденция или осознанная необходимость?

С каждым годом все больше растет интерес родителей к профессиональному сопровождению самых ранних этапов детства. Современные мировые тенденции образования ориентируют родителей на развитие познавательных, коммуникативных и социальных способностей у детей начиная уже с младенчества, и есть основания полагать, что эти тенденции будут только возрастать. Основной вопрос заключается в том, насколько ранним может быть развитие, а также в гибких, соответствующих возрасту формах развивающей работы.

Все познается в общении


Сейчас актуальными в системе дополнительного образования являются следующие задачи: полная психолого-педагогическая диагностика и сопровождение развития с выявлением всех достижений ребенка; составление индивидуального плана посещения развивающих занятий; групповые и индивидуальные занятия со специалистами по научно обоснованным и личностно ориентированным программам.

Ребенок, регулярно посещающий детский сад, группы развития и детские клубы, значительно расширяет опыт общения и взаимодействия с детьми и взрослыми. Со взрослыми ребенок учится подчиняться дисциплине, обращаться с вопросами и просить о помощи, защищать свое психологическое пространство, отстаивать свое мнение в социально приемлемых формах. Со сверстниками появляется возможность устанавливать первые близкие отношения. Лишь в общении с равными возможна «децентрация», т.е. понимание, что одну и ту же ситуацию можно видеть по-разному, что у других есть свои интересы и потребности, которые необходимо учитывать в процессе игры и общения.

Куда пойти развиться?

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения представлены детскими садами, клубами развития, культурно-досуговыми центрами, специализированными психологическими и логопедическими центрами. Они обеспечивают уход, раннее обучение и развитие, укрепление здоровья, консультации специалистов, просвещение родителей, развлечения и досуг, логопедию, психологическое сопровождение, художественно-эстетическое воспитание. Особая роль отводится студиям и группам развития с разной длительностью пребывания детей и комплексом интегрированных занятий, который обязательно включает ознакомление с окружающим миром, речевое и психическое развитие, музыку, прикладное творчество и двигательную гимнастику для малышей. Участие и заинтересованность родителей проявляется как в процессе вовлечения в ход занятий, так и в положительной эмоциональной оценке результатов деятельности ребенка.

Цель развивающей работы с детьми раннего возраста – создание и поддержание эмоционально комфортного пространства для продуктивного взаимодействия детей и родителей; способствование развитию способностей детей в естественных видах деятельности: предметном манипулировании, общении, игре; предоставление родителям возможностей для продуктивного решения вопросов, связанных с обучением и развитием ребенка.

Не ускорение, а обогащение

Современные научно обоснованные в отечественной и зарубежной педагогике и психологии представления о детском развитии предполагают не ускорение его хода в плане овладения новыми навыками, а обогащение новыми возможностями. Их предоставляет планировка и организация игрового пространства. Занятия должны проводиться в специально оборудованном помещении, разделенном на зоны, каждая из которых имеет оригинальное дизайнерское оформление и позволяет решать педагогические задачи, например заниматься с развивающими игрушками и природными материалами, рисовать или лепить, играть на музыкальных инструментах, выполнять упражнения по двигательной гимнастике или ритмике.

Контроль эффективности должен осуществляться специалистом на каждом занятии через краткий повтор и определение уровня усвоения содержания предыдущего занятия, а также путем проведения периодического исследования основных сфер развития ребенка. Анализ динамики развития ребенка позволяет определить развитие основных групп способностей ребенка: двигательных (общая моторика, мелкая моторика, произвольность); познавательных (исследовательская активность, образное мышление, логика); символических (творчество, музыка и танец, игра); коммуникативных (активность, речь, общение со сверстниками и педагогами). Знание индивидуальных особенностей развития способностей ребенка позволяет спланировать индивидуальную траекторию его развития – определить необходимый объем и направленность групповых занятий, потребность в индивидуальных консультациях.
* Отсутствие директивного руководства действиями ребенка во время выполнения творческих заданий, свободной деятельности, игры.
* Достижение развивающего эффекта возможно только через организацию необходимых условий, способствующих эмоциональному вовлечению ребенка в занятия и общение. Среди таких условий важнейшими являются: наличие красочных, оригинальных дидактических пособий и материалов, и постановка перед ребенком задач, находящихся в его «зоне ближайшего развития» (при участии взрослого).
* Уважение и взаимопонимание между педагогами и родителями, основанное на любви к детям, понимании их интересов и нужд.

Взрослый – Родитель – Ребенок

Можно выделить несколько типов ситуаций взаимодействия «Взрослый – Родитель – Ребенок» в рамках развивающих занятий.

Ситуации свободной активности предполагают максимум самостоятельности ребенка в реализации собственной активности. Специалист должен предоставлять новые возможности для реализации игрового замысла ребенка, эмоциональной поддержки игры, организации контактов детей. А родитель в этом случае поддерживает чувства защищенности и эмоциональной стабильности ребенка самим фактом своего присутствия.

Активность отдельного ребенка реализуется в рамках общего творческого замысла всех участников группы, где он получает возможность самостоятельно выбирать необходимые средства (игрушки, предметы, пособия) и определять степень своего участия в совместной деятельности. Специалист помогает наладить продуктивное взаимодействие детей и организовать творческое пространство. Родители при этом выражают свою заинтересованность и положительную эмоциональную оценку результатов творческой деятельности.

Ситуации предъявления правила педагогом предполагают ознакомление ребенка с новым для него правилом поведения, аспектом действительности или способом действия. Специалист находит доступные возрасту ребенка внешние обоснования правила. Своеобразие раннего возраста заключается в том, что развивающий эффект достижим только через эмоциональную насыщенность предметного и игрового окружения ребенка, а также широкое использование средств символизации (цвет, музыка, изобразительные и пластические образы) и эмоционального воздействия во всех формах работы с ним.

Ситуации предъявления запретов и ограничений касаются тех случаев, когда ребенок нарушает или может нарушить принятые правила. Принятые запреты и ограничения активного поведения ребенка направлены на минимальный круг ситуаций, когда ребенка необходимо удержать от нанесения вреда (физического или эмоционального) самому себе и окружающим людям. Предпочтительно предъявление запрета до нарушения правила, в этом случае специалист дает позитивную сторону в форме требования – «но можно делать так …», показывает возможные позитивные варианты поведения. При этом специалист старается доступными средствами (объяснение, показ, эмоциональное реагирование) донести до ребенка содержание правил поведения и норм взаимодействия с детьми и взрослыми.

Выделенные типы ситуаций и их соблюдение позволяют достичь единства всего процесса развития, а также помочь родителям в гармонизации детско-родительских отношений.


Статья о Раннее развитие: модная тенденция или осознанная необходимость?



Здесь вы можете прочесть статью Раннее развитие: модная тенденция или осознанная необходимость?, абсолютно бесплатно. А если вам очень понравилась она, можете почитать статьи нахъодящиеся ниже, они с той же категории Разное
Статьи похожие на Раннее развитие: модная тенденция или осознанная необходимость?:
Раннее развитие детей. Чем может быть полезна методика Масару Ибуки? Раннее развитие детей. Чем может быть полезна методика Масару Ибуки?
Думаю, многих потрясли кадры, показанные по новостным каналам о землетрясении в Японии, и все заметили, как стойко, организованно, по-человечески японцы перенесли выпавшее на их долю стихийное б ... Читать

Психологические особенности детей 2-3 лет Психологические особенности детей 2-3 лет
До пяти лет все основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не может ... Читать

Правда ли, что дети, которые занимаются по методике Монтессори, вырастают з ... Правда ли, что дети, которые занимаются по методике Монтессори, вырастают з ...
Работа в монтессори-классе предполагает самостоятельный выбор материала и индивидуальную работу над ним. Ребенок сосредоточенно работает до тех пор, пока ему интересно, затем возвращает материал ... Читать

Развитие воображения у детей Развитие воображения у детей
Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы ск ... Читать

Развитие ребенка через игру Развитие ребенка через игру
Твой ребенок еще совсем кроха, но ты уже думаешь о том, как помочь ему стать самым умным? Для этого существует масса методик. Одни предлагают вешать в кроватку карточки с буквами, другие – оклеивать к ... Читать

Фитнес для мамы и ребенка (5-18 лет) Фитнес для мамы и ребенка (5-18 лет)
Фитнес для мамы и ребёнкаГод выпуска: 2005Продолжительность: 00:53:09Эти упражнения предназначены для совместных семейных занятий у вас дома. Специальная гимнастика для взрослых позволяет поддерживать ... Читать

Особенности психики и поведения Особенности психики и поведения
На втором году жизни ребенок уверенно ходит и бегает, у него резко расширяются контакты с внешним миром, все окружающее вызывает в нем интерес и любопытство. Состояние двигательной активности превраща ... Читать

Рождение первого слова Рождение первого слова
Как хочется родителям услышать от своего малыша заветные «мама» и «папа»! Но и то, что он лопочет, – это тоже слова, пусть даже их понимают только самые близкие.«Этапы большого пути»Для удобства оценк ... Читать

Фитнес для мамы и ребенка (5-18 лет) Фитнес для мамы и ребенка (5-18 лет)
Фитнес для мамы и ребёнкаГод выпуска: 2005Продолжительность: 00:53:09Эти упражнения предназначены для совместных семейных занятий у вас дома. Специальная гимнастика для взрослых позволяет поддерживать ... Читать

Должны ли бабушки и дедушки воспитывать ребёнка? Должны ли бабушки и дедушки воспитывать ребёнка?
Участие бабушек в воспитании внуков – в духе достойных российских традиций. До года ребенок остро нуждается в маме и папе – в тех людях, с которыми он постоянно живет, поэтому с малышом жела ... Читать

Нужно ли форсировать его обучение Нужно ли форсировать его обучение
К 3—6 годам у ребенка складывается новая система взаимоотношений с окружающим миром. Он начинает самостоятельно мыслить, анализировать накопленные впечатления, проявляет высочайшую любознательность — ... Читать

Десять Десять "золотых" способов воспитания нравственного опыта
Выживание детеныша животного в природе предопределяется рефлексами и инстинктами, выработанными миллионами лет существования вида. Дополнительно помогает и опыт целесообразного поведения, усваиваемый ... Читать

Растим ребенка: как? (тест) Растим ребенка: как? (тест)
И родители, и дети далеки от совершенства, и прежде, чем научиться понимать друг друга, вам предстоит не единожды вынести вердикт методам воспитания, которые вы используете в отношении любимого чада.К ... Читать

Раннее развитие. Что писал об этом Масару Ибука? Мифы и реальность Раннее развитие. Что писал об этом Масару Ибука? Мифы и реальность
Если сделать в Интернете запрос «Раннее развитие», то обнаружим более миллиона ответов. Вам предложат программы, методики, курсы, видеоуроки, видеофильмы по развитию вашего ребенка с первых дней ... Читать

Развитие в норме? Развитие в норме?
Многих мам беспокоит развитие малыша, но они не всегда знают, у какого врача получить консультацию и когда это делать. Если вы чувствуете, что малыш немного отстает в развитии от общепринятых норм, пр ... Читать

Кризис трех лет Кризис трех лет
В течение первых трех лет жизни ребенок развивается так быстро, как ни на одном из последующих этапов. К трем годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, свое индивидуальное отнош ... Читать

Нужно ли давать сдачи?!
Что делать, если ваш ребенок не может дать сдачи обидчику? Добрый подвижный мальчишка, которого постоянно обижают в школе или во дворе. Вроде и занимается и спортом, и на каратэ ходит-но в итоге, пост ... Читать

Одаренные дети Одаренные дети
Рождение одаренного ребенка в нашем обществе – это и предмет родительской гордости, и огромная ответственность. Безусловно, талант ребенка: художественный, языковой, музыкальный или спортивный - нужно ... Читать

Раннее развитие. В чем особенность методики Сесиль Лупан? Мифы и реальность Раннее развитие. В чем особенность методики Сесиль Лупан? Мифы и реальность
О методике «раннего развития» француженки Сесиль Лупан я узнал лет 5 назад из подслушанного разговора бывших однокашниц – двух мам, выгуливающих детей. Встреча для них теплым весенним днем была ... Читать

Движение - жизнь! Движение - жизнь!
Двигательные навыки – важнейший показатель развития ребенка. И родители, и педиатры со вниманием следят за тем, в каком возрасте малыш овладел новыми умениями. Однако, когда кроха перестает быть неукл ... Читать

Статьи:

Красота и здоровье:

япономания и суси

Мир охвачен япономанией. Молодые (и не очень молодые) люди в метро с упоением читают Рю или Харуки Мураками. Голливуд снимает \"Мемуары гейши\", а большие и малые издательства спешно печатают мемуары многочисленных гейш в отставке. Наши мужчины в душе по утрам бодро напевают мелодию из рекламы японс...Читать далее

Читают:

бесплатно мелирование и тонирование на стрижке каскад
Причёски из волнистых волос средней длины для полной женщины в очках после 40 ле...
бесплатно мелирование на стрижке каскад
асимметричные стрижки на средние волосы фото
противозачаточные таблетки
ассиметричная стрижка
асимметричный длинный «боб»
брондирование волос фото
все тату у айзы долматовой
pricioski
нарощенные ресницы
линия+брака+возраст
прическа для девочкина выпускной
анулингус мужчине
сережки от айзы долматовой
герпес генитальный у младенцев
асиметричные стрижки средней длины
причёски для кудрявых волос на каждый день
какие стрижки придают волосам коротким объем фото
биозавивка волос фото
пирсинг монро фото
укладка волос средней длины лесенка
прически на волосы средней длины на выпускной
изменения формы бровей
выпускной причёска на волосы средней длины
укладка волос на спиральные бигуди
стрижка+короткий+боб+фото
блондирование волос фото
пирсинг интимных мест
как избавиться от потемнений кожи на имтимных участках